Когда же вы в последний раз хорошо высыпались?
«Мы хотели стереть грань между игрой и кино»
Исполнитель главной роли Кадзунари Ниномия и автор фильма «Выход 8» Гэнки Кавамура.
Режиссер фильма «Выход 8» (Exit 8) об экранизации культовой видеоигры.
Элемент, который сильно напоминает «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика
Гэнки Кавамура раскрывает уникальный подход к съемкам фильма «Выход 8»
Сценарист Кэнтаро Хирасэ, актеры Нана Комацу и Кадзунари Ниномия, режиссер Гэнки Кавамура на Каннском кинофестивале-2025
Съемки «Выход 8» завершились за несколько месяцев до премьеры на Каннском кинофестивале
«Навсикая из долины ветров» (1984)
Режиссер Гэнки Кавамура работал в кинотеатре, когда вышел первый фильм Хаяо Миядзаки
«Выход 8» основан на инди-игре, а сценарий фильма написали Гэнки Кавамура и Кэнтаро Хирасэ. Лента рассказывает о человеке, который блуждает по бесконечным стерильно-белым тоннелям токийского метро. Его цель — выбраться, но для этого ему необходимо неукоснительно следовать правилам: не упускать из виду ничего необычного, а при встрече с аномалией — немедленно поворачивать назад. Выйти из этого бесконечного лабиринта можно только через Выход 8, выполнив все задания.
На 78-м Каннском кинофестивале журналист Collider Стив Вайнтрауб
побеседовал с Гэнки Кавамурой — японским режиссером, продюсером и писателем («Если все кошки в мире исчезнут») и Кадзунари Ниномией — актером и певцом, исполнителем главной роли в психологическом триллере «Выход 8». В интервью Кавамура рассказал, что на его творчество оказали влияние Стенли Кубрик, Сатоси Кона и Мамору Осии. А вместе с Ниномией они поделились закулисными подробностями и сложностями, с которыми они столкнулись из-за бешеного ритма съемок. Но все оказалось не зря — на самом престижном кинофестивале мира зрители встретили фильм 8-минутными стоячими овациями. Делимся с вами переводом интервью на русский язык!
Чтобы немного разнообразить интервью, задам вопрос, который задаю всем: какой ваш любимый кинотеатр?
ГЭНКИ КАВАМУРА: Моя первая работа была в кинотеатре Namba Theater в Осаке. Это первый кинотеатр, построенный в Японии, и когда я там работал, он уже разваливался. Как раз тогда выходил первый фильм Хаяо Миядзаки — помню, зал был набит до отказа. Я тогда подумал: «О, Боже, я же внутри фильма „Новый Кинотеатр «Парадизо»“!». У меня с этим местом связано столько воспоминаний… К сожалению, кинотеатр потом отреставрировали — теперь это вроде как обычный мультиплекс. Это очень печально, но у меня хотя бы сохранилась теплая память о старом кинотеатре.
КАДЗУНАРИ НИНОМИЯ: Когда я был маленьким, я ходил в один кинотеатр, где продавались билеты со свободной рассадкой. Я покупал билет, ждал в коридоре, а затем садился на лестнице и смотрел фильм. Несмотря на такой способ просмотра, это было невероятно захватывающе. Думаю, это одно из моих самых ярких воспоминаний о кинотеатрах.
КАВАМУРА: В самолете сюда. [Смеется]
КАВАМУРА: На самом деле мы просто скопировали одно и то же — у нас было два одинаковых туннеля. Первый мы называли «Кубрик», второй — «Хичкок», потому что они идентичные, и мы все время путались. А промежуток между ними мы прозвали «Мидзогути». [Смеется]
Думаю, когда люди будут смотреть фильм, им станет интересно узнать, насколько большими были декорации. Сколько декораций вы построили?
Я общался со многими режиссерами, которые показывали фильмы на фестивалях, и иногда они не считают картину законченной. Просто показывают лучшую на момент фестиваля версию, а потом дорабатывают картину. Версия, которую вы только что показали, — это окончательный монтаж?
КАВАМУРА: Если у Кадзунари Ниномии появится свободное время в графике, я с удовольствием переснял бы некоторые сцены. [Смеется] Мы монтировали отснятый материал прямо во время съемок. Снимали сцену, сразу ее монтировали, обсуждали, нравится ли нам результат. После иногда переписывали сценарий, а затем делали новый дубль. Это было похоже на разработку игры. Наш подход к созданию фильма был очень необычным и значимым. Думаю, когда подход к работе уникален, сам фильм становится таким же.
Меня удивило, что вы снимали фильм совсем недавно — в начале этого года, а уже через несколько месяцев он показывается на Каннском кинофестивале. Каково это — буквально три-четыре месяца назад быть на съемках, и сразу после этого уже показывать кино на одном из крупнейших мировых фестивалей?
КАВАМУРА: [Смеется] Да, только теперь, когда вы это отметили, до меня дошло! Я не думал, что у нас получится. Я был уверен, что мы не успеем. Но семь лет назад я уже был здесь с короткометражкой [прим. — «Двойственность»], и тогда программный директор сказал мне: «Просто закончи ее». Даже если спецэффекты еще не готовы, но сама идея уникальна и фильм интригует — этого достаточно для подачи заявки. Нам сказали довести все до лучшего состояния из возможного и отправить. Так что, когда мы показывали фильм отборочной комиссии, спецэффекты еще не были готовы, но нас все равно выбрали, так что нам просто пришлось доделать фильм в короткие сроки! Каждый день я не мог нормально спать, потому что команда по спецэффектам работала почти 24/7, чтобы все успеть.
Ниномия, мне очень интересно, как актеры готовятся к ролям, в случае если у персонажа мало реплик. Пришлось ли тебе много играть в видеоигры и просить семью оставить тебя в покое, чтобы сосредоточиться на подготовке?
НИНОМИЯ: [Смеется] На самом деле я знал об игре еще до начала проекта. Когда режиссер пришел ко мне с идеей снять адаптацию, я такой: «О чем ты вообще говоришь?». Я не понял его, ведь в самой игре почти нет сюжета. Там только петля времени и поиск аномалий. Потом я участвовал в разработке сценария на ранних этапах — мы с режиссером много обсуждали его идеи, то, что он хочет показать, и постепенно появилось общее видение.
На самих съемках все постоянно менялось. Мы со съемочной группой вместе отрабатывали сцены, придумывали варианты, а затем представляли их Гэнки, чтобы он их одобрил и мы сняли именно то, от чего он будет в восторге. Вот так мы и сняли фильм.
У меня много вопросов про ваше кино. Мне очень понравился первый кадр — один длинный непрерывный план. Почему вы решили начать фильм именно с такой съемки от первого лица?
КАВАМУРА: Поскольку фильм основан на инди-игре, мне хотелось, чтобы его начало ощущалось как сама игра. Мы пытались размыть границу между игрой и фильмом. По сути, это был эксперимент — что будет, если «геймифицировать» нашу повседневность? Поэтому фильм начинается с субъективной камеры (камеры от первого лица), повторяющихся коридоров и желтого знака «Выход». Вы могли заметить, что мы часто даем крупный план на этот знак — для меня он словно «божество», управляющее происходящим. Этот «божественный образ» наблюдает за человеком и его поведением, как HAL 9000 в картине «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Потом мы перестаем смотреть на мир глазами героя, и камера переходит к съемке от третьего лица.